Споры с контрагентами
Конфликт с контрагентом можно разрешить как в досудебном порядке, так и в суде. Спор из-за отказа от обязательств по договору или нарушения сроков их выполнения — это ситуация обычная для большинства юридических лиц и ИП. Тем важнее не просто правильно разрешить конфликт, но и сделать это быстро, без потери денег и проблем с налогообложением. Конфликт может возникнуть и как в процессе выполнения сторонами обязательств, так и по завершении сделки или на этапе подготовки к ней. В последнем случае мы имеем дело с преддоговорным спором, обычно связанным с определением: цены, объема поставляемых услуг и количества товаров.
Закон: взаимоотношения между сторонами договора поставки или услуг регулируют статьи Гражданского кодекса (446, 450-453). Вопросы порядка разрешения споров — статьи Арбитражного процессуального кодекса (АПК). В зависимости от сферы хозяйственной деятельности, к которой относится договор с контрагентом, порядок и формат разрешения спора могут регламентировать специальные отдельные статьи АПК и ГК.
Варианты и порядок разрешения споров с контрагентами
Общим для разрешения любых конфликтов между хозяйствующими субъектами является правило: сначала говорить, потом присылать, а после ждать ответа — и только когда его нет, обращаться в суд. Досудебный порядок разрешения спора не обязателен, но желателен, поскольку при этом:
- стороны спора не теряют деньги (не тратятся на судебные издержки);
- результат более предсказуем, чем в случае с судебным разбирательством;
- у участников конфликта остается право выбора — продолжать договариваться или нет, тогда как решение арбитражного суда обязательно к исполнению.
Важно! С 2016 года решить вопрос без искового заявления можно в любом случае, даже если пункта о необходимости досудебного урегулирования нет в договоре.
Досудебный порядок
Иногда этот вариант разрешения конфликта называют претензионным — урегулирование спора происходит путем подачи на имя контрагента претензии. Но претензия направляется только после неудачной попытки договориться на словах — по телефону, при личной встрече. Правильно составленная, она становится некоей гарантией того, что контрагент отнесется к вашей позиции серьезно.
Нужно помнить: все документы, что будут собраны сторонами на досудебном этапе конфликта, могут и должны составлять доказательную базу в суде.
Текст претензии включает в себя как описание обстоятельств, которые привели к конфликту, так и ссылки на статьи ГК РФ и других нормативных актов, имеющих отношение к делу, а также описание путей решения спора. Если претензия принята контрагентом, совместными усилиями составляется акт сверки взаиморасчетов: с графиком платежей и поставок (оказания услуг) по договору.
Судебный порядок разрешения спора с контрагентом
Конфликты между сторонами договора разрешаются в арбитражном суде. Если его решение не устраивает сторону, подавшую иск, то обжалуется в апелляционной инстанции.
Очень важно:
- правильно сформулировать исковые требования;
- собрать как можно больше фактов, свидетельствующих о правомерности требований к контрагенту;
- не упустить (если суд отказал в иске или принял невыгодное для вас решение) срок подачи апелляции.
Теоретически, судебное решение должно выполняться неукоснительно. Однако может получиться и так, что контрагент его проигнорирует. Чтобы побудить контрагента выполнить судебное постановление, придется вновь обращаться в суд с требованием обеспечения исполнения решения.
«Юридическое агентство Санкт-Петербурга» помогает организациям и ИП в спорах с контрагентами. Мы обеспечиваем правовую поддержку клиенту на досудебном этапе разрешения конфликта, в суде — на арбитраже и апелляции. При необходимости — добиваемся принятия обеспечительных мер к контрагенту.
Я, Фомин Матвей Алексеевич, благодарен за своевременно оказанную юридическую консультацию и оперативную помощь в решении моего вопроса Каваляускас Василию Анатольевичу.
Спокойствие и решительность.
Спасибо Вам.
Фомин М.А.
Выражаю свою огромную благодарность юристу Константину Васильевичу за внимательное, доброе, а ,главное, очень понятное и грамотное разъяснение моей ситуации. Приятно осознавать, что мир не без добрых людей. Желаю Константину Васильевичу крепкого здоровья, успехов во всем, процветания, хороших, благодарных клиентов и всего наилучшего. С уважением.
Выражаю благодарность Юрию Владимировичу за грамотную, высокопрофессиональную консультацию по вопросу о “Защите прав потребителей”, четкое разъяснение моих дальнейших действий в моей ситуации, а также благодарность Ольге Анатольевне за внимательное и чуткое отношение к посетителям. Была рада знакомству с вашим агентством!
Воронова Татьяна Анатольевна
тел. 8 905 259 41 02
Выражаю огромную благодарность Павлюченко Александру Викторовичу за грамотную юридическую работу и профессионализм, а также его помощнице Елене Владимировне за оказанную квалифицированную помощь.
Желаю Вам процветания и достижения профессиональных вершин.
С уважением, Марина Кулешова.
15.08.2018 г.
Выражаю благодарность Степанову Денису Юрьевичу за проделанную работу, высокую квалификацию, а также за очень понятную, доступную помощь в решении моей проблемы (защита прав потребителей). Прекрасный очень грамотный юрист.
Большое спасибо!
С уважением, Потапова Тамара Ивановна, 09.07.2019 г.
Прошу выразить огромную благодарность сотрудникам Вашей компании, — Сергею Вячеславовичу Мавричеву и Константину Васильевичу Соловьеву за огромную поддержку, за грамотное разъяснение и хорошее отношение к людям. Желаю Вам успехов и расцветания.
Грешина П.В.
23.03.2018г.
Выражаю благодарность вам за оказание мне юридической помощи.
Также выражаю благодарность Сумароковой Диане за вежливое и тактичное обслуживание клиентов и очень приятную атмосферу в вашей конторе.
Уважаемая Любовь Владимировна, я, Лобова Евгения Ильинична, хочу выразить огромную благодарность за объективную, полноценную, грамотную консультацию по интересующему меня вопросу юристу Суховарову Юрию Владимировичу. Как театр, начинается с вешалки, не могу не отметить исключительную вежливость администратора Кутузовой Дарьи Владимировны.
Желаю вам больших успехов! Лобова Е.И.
24 сентября 2016 г. обратилась за юридической консультацией к Константину Васильевичу. Хочу выразить благодарность за чуткое, внимательное отношение, квалифицированную помощь. Получила исчерпывающий ответ на все мои вопросы. Очень помогли. Спасибо! С уважением, Марчеило Ирина Владимировна.
От всей души благодарю Иванова Константина Владимировича и Мавричева Сергея Вячеславовича за квалифицированную информационную помощь, предоставленную в доброжелательной атмосфере общения, а также за предоставление возможности перспективного получения гарантированной юридической поддержки.
Русанова Наталья Викторовна, доцент кафедры русского языка и литературы Санкт-Петербургского горного университета.